172721,Тверская область, Фировский район, п.Фирово, ул.Советская , д.25
Версия для слабовидящих
Главная » Деятельность » Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка

Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка (скачать презентацию)

 

«Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка.»

2019 год

Русакова С. А.,учитель английского языка, МОУ Фировская СОШ

«Формирование навыков письменной речи на уроке английского языка»

Что такое «письмо»? В словаре лингвистических терминов О.С. Ахмановой письмо определяется как» дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи её на расстояние, для сохранения её произведений во времени». Письмо- понятие более широкое, чем письменная речь и включает:

v графику- систему знаков графем;

v орфографию – правописание, систему правил использования знаков;

v запись – письменную фиксацию языковых единиц разно протяжённости;

v письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определённой коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме.

Письмо длительное время считалось «золушкой методики» и было почти устранено из процесса обучения, что, по мнению Е. И. Пассова, было стратегическим просчётом. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, приобретает всё большую важность и актуальность. Владение письменной речью на иностранном языке является неотъемлемой частью международного общения. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через интернет. Всё это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определённым правилам организации письменного текста. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранному языку. Раздел «Письмо» стал обязательной частью ЕГЭ по иностранному языку. В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик в области письма должен уметь: писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;

Он должен обладать следующими коммуникативными умениями:

· писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);

· составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;

· расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;

· рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;

· описывать свои планы на будущее.

Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного письма наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку, но формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения иностранным языком, когда закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.

Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. На различных этапах содержание обучения письму будет разным, однако надо быть последовательным в обучении, идти путём от простого к сложному. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма.

Стройное, логически выверенное и аргументированное письмо – это итог многолетней работы и тренировки всех видов речевой деятельности, поэтапное овладение всем арсеналом лексических, орфографических и грамматических и стилистических составляющих иноязычной речи.

В обучении письму выделяют 4 этапа:

v обучение графики;

v обучение орфографии;

v обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение и сокращение текстов, составление тезисов);

v овладение письменной речью, как средством коммуникации (написание резюме, писем, статей; рецензий на книги, выставки или фильмы; инструкций, репортажей и т.д.)

Чтобы человек научился писать на иностранном языке, прежде всего, необходимо:

научиться писать буквы.

Обучение графике производится в такой последовательности.

v показ буквы (прописной и строчной);

v медленное написание буквы учителем на доске с необходимыми пояснениями для осознания действий необходимых при написании;

v вторичное написание буквы с заданием учащимся воспроизводить движение в воздухе за учителем;

v написание буквы детьми в рабочих тетрадях.

Главное внимание во время обучения техники письма уделяется чёткости и нормативному написанию букв. Для формирования каллиграфических навыков следует использовать упражнения, целью которых является научить обучающихся буквам алфавита. Это могут быть упражнения на написание отдельных букв, на усложнённое списывание или выписывание букв, буквосочетаний слов (с элементами комбинирования, группирования и тому подобное).

К упражнениям, направленным на формирование графических навыков, следует отнести следующие упражнения:

1. Найди в каждом слове одинаковые буквы, выпиши одну из них, припиши

к ней заглавную:

Пример:little – tT
Ann, five, kitten, scrabble, bicycle, doll, Granny, nine, mother, roller-skate,
sister, brother.

2. Найди в каждом ряду слово, отличное от остальных и запиши его:

1)toy toy toy toy boy toy toy toy toy toy

2) walk work work work work work work
3) can can can can can can can can can car
4) nice nice nice mice nice nice nice nice nice.

3. Найди в каждом слове знакомые буквы, подбери к ним заглавную букву

и запиши её:

Пример: aunt
– n N
-t T
mother, father, my, family, grandmother, sister, grandfather, aunt, uncle.

4. Найди в каждом слове знакомые буквы, подбери к ним маленькую букву

и запиши её:

Пример: UNCLE –N n
L l
FROM, GRANNY, LONDON, DOLL, LITTLE, AND, BICYCLE, HIS, HER.

5. Найди в каждом слове одинаковые буквы, выпиши одну из них, припиши к ней маленькую:

Пример:BRITAIN – Ii

GREEN, WILLY, THREE, TELEPHONE, ENGINEER, OFFICER, DOCTOR, VOLLEYBALL, THERE, WHERE

Возможны игровые приёмы для закрепления.

1. «Отгадайка» Учитель или ученик пишет в воздухе задуманную букву, остальные отгадывают.

2. «Клякса» Часть букв размыта, ученики должны узнать буквы целиком.

3. « Помогите!» Помогите большой букве найти её маленькую сестрёнку.

B R P O S K V G

s v b g r o p k

4. «Алфавитный суп» Буквы алфавита складываются в красивую миску. Дети по очереди подходят, достают любую букву, записывают её на доске. (прописную и строчную). Другие дети называют её вслух.

5. «Немой диктант» Учитель показывает картинки, где слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Дети записывают первую букву.

Игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка.

Одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму является орфография. Сами англичане придумали пословицу «Пишем Манчестер, а читаем Ливерпуль». Орфографические ошибки неизбежны, однако их количество можно и нужно сократить до минимума.

Упражнения и задания на формирование орфографических навыков:

v Рифмовка слов

v Группировка слов на основе фонемных соответствий

v Вставить пропущенные буквы в словах

v Закончить начатые слова

v Найдите данную букву в словах, выпишите эти слова

v К транскрипции слова подберите его написание

v Найдите ошибки в данных словах/предложениях

v Списать слова

v Само-диктант

v Словарный диктант/контрольный диктант

v Буквы в словах перепутаны. Распутайте их, запишите слова, прочитайте их вслух (etp-pet,iflm-film, ettx-text)

v Немой диктант. Такой диктант можно проводить двумя способами:

1.Учитель показывает картинки где, слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради,

2. Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики ста - раются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.

v Диктант по памяти

Его тоже можно проводить двумя способами:

1.На доске записываются слова (не более 5), которые произносятся детьми хором, даётся 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.

2. Каждый ребёнок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему даётся время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.

Оба типа диктантов хороши тем, что снимают напряжение ребёнка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым ситуацию успеха.

Подготовка к полноценным диктантам происходит поэтапно. Детям предъявляются 7-12 слов для запоминания, их можно напечатать и раздать детям, чтобы они имели возможность тренировать их дома. Через неделю – опрос. Первый диктант – зрительно-слуховой – дети слышат слово на родном языке, разыскивают его перевод на английский среди слов, написанных на доске, воспроизводят его. Фактически это диктант-списывание. В следующий раз, дети пишут услышанные слова по памяти.

Взаимный диктант

Готовятся разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем они меняются ролями. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и проверяют написанное.

Письмо не должно быть навязчивым. Можно и нужно использовать игровые технологии.

Пока дети не способны создать письменно текст, пусть заполняют пропуски в тексте, желательно с опорой на картинку.

Например:

Tom likes to play. He has got many toys. This is his ……… . This is his … …. . This is his … …. . They are his favourite toys.

Эффективна переделка текстов – образцов, например:

Winnie-the-pooh is the bear. His fur is brown. He likes honey. He lives in a house.

Задание: Tony - the rabbit.

Работа ученика:

Tony is a rabbit. He likes carrots. His fur is grey. He lives in a shed.

Увлекательна письменная игра на порядок слов. На доске запись Who? V (глагол-сказуемое) Where? When?

Дети передают листок друг другу, один пишет слово, отвечающее на Who? и сворачивает написанное, другой пишет глагол и т. д. Читать получившиеся ответы очень увлекательно.

Дежурная буква (цель – формирование осознания места буквы в слове)

Преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква Оо, она стоит на первом (или втором, и т. п.) месте. Кто напишет больше слов, в которых буква Оо стоит на первом (втором и т. п.) месте?

Расчёска

Класс делится на 2-3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, записанных по вертикали. Выигрывает та команда, которая первой и правильно записала слова.

Слова невидимки

Выбирается ведущий. Его задача - написать слово. Но слово он «пишет» в воздухе. Задача остальных записать слова в тетрадь.

Составь новые слова

Учитель пишет на доске длинное слово, например representative/ Из букв этого слова дети должны составить слова и записать их.

Популярно также упражнение “Spelling bee”. В котором из коробки достаются карточки с написанными словами, один ученик зачитывает слово, второй - произносит его по буквам, а все остальные – записывают его.

После успешного овладения орфографией ученикам предлагаются задания, нацеленные на развитие умений самостоятельно высказываться – это упражнения на подстановку, на трансформацию речевого образца, на расширение или сокращение высказывания. На данном этапе рекомендуется поручать детям вести дневник природы, составлять списки покупок, меню, расписание уроков и режим дня, писать друг другу SMS-ки, записки, подписывать открытки с опорой на шаблоны. На третьем этапе обучения письму характерными упражнениями могут быть ответы на вопросы по содержанию текста, написание вопросов к тексту, составление плана по прочитанному, заполнение анкет и прочее. Когда ученики достаточно уверены в своих навыках письменной речи и у них исчезает страх ограниченности лексического запаса можно переходить к творческому письму.

Ex.1 Complete the form with information about yourself for London school of Music and Dance.

Surname _____________________________First name____________________________

Sex__________________________________Nationality____________________________

Place of birth_________________________ Date of birth___________________________

Address_____________________________ Tel. number____________________________

Height_______________________________Weight________________________________

School ______________________________ Form__________________________________

Ex.2 Send an e-mail to your pen-friend from Mexico about your best friend

Hi Gonzalo! Thank you for your e-mail about your school and friends. My best friend is

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­

Please write me back soon! Best wishes, Sandra.

Sandra@com.ua

Ex.3 Do you carry a heavy school bag to school? What do you have in it?

____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Ex.4 Here is a letter to the editor with lots of mistakes. Correct them to send it later.

Dear editor,

I want to be a korespondent and travell to ather cuntrys.

I no English well. I cans interview people and make intristin storys.

Please help me to became a good korespondent.

Sasha.

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Ex.5 Pooh and Piglet are writing a birthday card to Donkey. Help them finish it!

Dear ________________________________________,

Congratulations on your ____________________________________

and many ______________________________________________________

Your _________________________________

Piglet and _____________________________

Все приведённые выше задания и игры помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка.

Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом.

Дата создания: 09-12-2019

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: