172721,Тверская область, Фировский район, п.Фирово, ул.Советская , д.25
Версия для слабовидящих
Главная » Деятельность » УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

УРОК МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

Тема урока: Картинки с выставки. Музыкальные впечатления.

Цель: Сравнить выразительные средства музыкальных и живописных картинок и эскизов.

Задачи:

1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Воспитывать чувство уважения и любви к творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока: аудиозаписи, интерактивная презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приёмы: беседа, наглядно-звуковые и наглядно-зрительные методы, частично поисковые и игровые.

Ход урока:

1. организационный момент: музыкальное приветствие;

2. тест-проверка пройденного материала с выходом на новую тему;

3. освоение новых знаний;

4. закрепление материала;

5. вокально-хоровая деятельность;

6. рефлексия;

7. домашнее задание

Слайды (1-17) Дидактическая игра (тест-повтор пройденного)

(Слайд 16) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке). (Слайд 17) И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХIХ века М.П.Мусоргский сочинил пьесу. Он составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». Запишите тему сегодняшнего урока! (Слайд 18) В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность», «ряд». Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом. (Слайд 19) М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное им. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора Виктора Гартмана. (Слайд 20) Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению, он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организована выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. Получилась серия музыкальных картин, которые, кстати, лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. (Слайд 21) Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом. Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине. Но прежде мы немного отдохнём.

Физминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Всего картинок - десять, но мы остановимся на трёх.

(Слайд 22 ) «Балет невылупившихся птенцов»

Виктор Гартман нарисовал 17 эскизов к балету, в котором выступала «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку и подумаем - каков характер этой музыки? Используем словарь эстетических эмоций.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»)

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый острый ритм, много украшений) (Слайд 23) А теперь взгляните на эту картину (сказочная избушка.) (Название не говорим). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.) Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

(Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»)

Как зовут хозяйку? (Баба-яга) Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этой музыке? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками)

Правильно. Так и кажется, что летит она на своей метле со свистом и шумом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? (Можно предложить сочинить мини-сказки и оформить их дома.)

Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу художника Гартмана «Городские ворота в Киеве».

(Слайд 24) Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Давайте послушаем и определим характер этой музыки

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

Какую же характеристику вы можете дать этому музыкальному фрагменту? (Характер величавый, торжественный.)

-Эта музыка символизирует мощь русского народа.

-Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? И почему?

-Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся? (средства музыкальной выразительности)

-Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками художника? Какие отличались?

-Смогли ли мы доказать, что Мусоргский предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга? Закрепление пройденной темы. Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 25)

1.Как называется сюита по эскизам и картинкам художника Гартмана? («Картинки с выставки») 2.Какой русский композитор сочинил эту сюиту? (М.П.Мусоргский.) 3.Вспомните название прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».) 4.Сколько всего пьес в цикле-сюите? (10 пьес.) (Слайд 26) Для какого инструмента был написан цикл «Картинки с выставки»? (Для фортепиано.)

(Слайды 27-30) Ну, а сейчас займемся вокально-хоровым творчеством и продолжим работу над песней «Кот-Мурлыка»

Рефлексия. (Слайд 27) У вас осталось на парте солнышко. Изобразите условно на нём ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта.

Дом. задание: Открывайте дневники, записывайте. Придумать и нарисовать свою картинку с выставки. Оценки.

Дата создания: 04-09-2019

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: